Трогательный сказочный спектакль о любви
Спящая Красавица

Балет в 2-х актах

Либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету сказки Шарля Перро

Музыка Петра Чайковского

Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова

Премьера — 3 января 1890 года, Санкт-Петербург, Мариинский театр

Энциклопедия классического танца, прорыв в сфере балетной музыки, восхитительная феерия: всё это о балете «Спящая красавица», мировом шедевре балетного искусства.

Идея создать балет по мотивам известной сказки Шарля Перро о вечном сне и поцелуе прекрасного принца пришла в голову директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. Он сам написал либретто и придумал первые костюмы, но, конечно, главными авторами шедевра стали Петр Чайковский, написавший восхитительную музыку, и Мариус Петипа, воплотивший в постановке хореографическое совершенство.

«Спящая красавица», в которой воссоздана пышная атмосфера Франции времен Людовика XIV, стала самой красивой и самой дорогой постановкой Мариинского театра. Чайковский должен был писать музыку по четкому плану хореографа, но это не ограничило его в порыве чувственного выражения. Музыка создавалась между пятой симфонией и «Пиковой дамой» и стала жемчужиной легкости и света среди сочинений, полных драматизма.
«Спящую красавицу» часто называют балетным символом Санкт-Петербурга: свет белых ночей с запахом сирени побеждает любое зло. А символом победы и главным персонажем спектакля становится балерина, в первом акте — наивная и вступающая в жизнь, во втором же — счастливая принцесса, нашедшая любовь.
Этот балет никогда не утратит интереса зрителей и постановщиков. Еще до Петипа его ставили во Франции, тогда главную партию танцевала легендарная Мария Тальони. Сергей Дягилев возил балет в Лондон, декорации и костюмы для роскошной постановки были выполнены знаменитым Львом Бакстом. А Большой театр знает целых семь вариантов балета, даже после реставрации в 2011 году именно «Спящая красавица» в редакции Юрия Григоровича открыла новый сезон.

В «Спящей красавице» нашего театра есть всё, что сделало её венцом становления балетного искусства: пантомима, жанровые зрелищные сцены, классические танцевальные формы, и, конечно, знакомый всем с детства сюжет, который будет понятен зрителям любых возрастов. Дети увидят в нём победу добра над злом и торжество справедливости, а взрослые — немного философии: ведь веретено, которым укололась принцесса, символизирует нить жизни и переход во взрослый мир.
Краткое содержание
Королевская чета устроила праздник по поводу рождения дочери и пригласила на него всех, за исключением злой феи Карабос. Старуха все равно появилась на празднике и прокляла принцессу: Аврора уколется веретеном и уснет навечно. Король запрещает вязание, и принцесса беззаботно доживает до 16 лет, но все-таки находит спрятанное Карабос веретено в букете цветов и засыпает на сто лет вместе с королевством. Крестная фея Сирени приводит прекрасного принца, тот побеждает Карабос, будит Аврору поцелуем и проснувшееся королевство празднует их свадьбу.
Либретто
Первый акт / Пролог

Король и Королева празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Каталабют объявляет о прибытии гостей: появляются фея Беззаботности, фея Нежности, фея Щедрости, фея Резвости, фея Смелости и крестная Авроры — фея Сирени. Каждая приносит новорожденной свой дар: честность, изящество, процветание, прекрасный голос и великодушие. Но праздник внезапно прерван прибытием злой феи Карабос, которая разъярилась, узнав об отказе Короля пригласить ее на церемонию. Король возлагает ответственность за это на Каталабюта. Карабос в гневе срывает с него парик и объявляет свое проклятие принцессе Авроре: в свой шестнадцатый день рождения принцесса заснет навечно, уколовшись о веретено. Фея Сирени, не успевшая одарить принцессу, говорит, что сон не будет вечным — Аврору разбудит своим поцелуем принц, очарованный ее красотой.
Читать дальше
Первый акт / 2-я картина
Парк замка короля Флорестана ХIV. Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Король и Королева счастливы — предсказание злой феи не исполнилось. Появляется принцесса Аврора, и ей представляют четырех принцев, претендентов на ее руку. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения. В толпе Аврора замечает старуху, которая протягивает ей букет со спрятанным веретеном. Принцесса берет букет, ничего не подозревая, кружится с ним. И вдруг она укололась! Аврора теряет силы и засыпает, старуха снимает плащ и радуется – это злая фея Карабос. Одновременно появляется Фея Сирени – покровительница Авроры, которая взмахом волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон.

Второй акт / 1-я картина
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. которая показывает ему образ Авроры, и он очаровывается ее красотой. Принц умоляет Фею Сирени показать ему, как и где можно увидеть принцессу, она исполняет его просьбу. Они оказываются во дворце, где все покрыто густым слоем пыли и паутины. Дезире побеждает злую Карабос, дремлющую неподалеку, и поцелуем пробуждает Спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у Короля и Королевы руки принцессы.

Второй акт/ Апофеоз
Пышная свадьба принцессы Авроры и принца Дезире. Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра, а также много сказочных героев: принцесса Флорина и Голубая птица, Белая кошечка и кот, Волк и Красная шапочка. Принц и Принцесса женятся, Фея Сирени благословляет их брак.