Фантастическая история о любви и предательстве
Жизель

Балет в 2-х актах

Либретто Теофиля Готье и Жюля-Анри де Сен-Жоржа

Музыка Адольфа Адана

Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа

Премьера — 28 июня 1841 года, Париж, театр Лё Пелетье

«Жизель» — вершина романтической хореографии, образец единства пантомимы и танца, который пережил свое время и остался навсегда в списке шедевров классического балета.

Одухотворенная музыка Адольфа Адана и изумительная хореография Мариуса Петипа погружают зрителя в изящную и трагическую историю любви желающего получить своё аристократа и наивной простолюдинки.

Либретто балета основано на древней легенде, рожденной в глубине веков в Восточной Европе и записанной немецким поэтом Генрихом Гейне. В ней рассказывается о виллисах — девушках, которые погибали от предательства своих избранников и потом, будучи невесомыми и пугающими духами, жестоко расправлялись с путниками по ночам, затанцовывая их до смерти. Так они мстили за свои поломанные судьбы.
В 1842 году «Жизель», после оглушительного успеха своей премьеры, была показана в Петербурге и с того времени не покидала русской сцены. Главную партию танцевали Галина Уланова, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка и другие великие балерины.

Романтический балет о том, что любовь сильнее смерти, о преданном доверии и раскаянии неоднократно совершенствовался, чтобы достичь безупречности в хореографии и драматургии. В начале XX века интерес к балету снизился, но версия Мариуса Петипа, которую давали во время «Русских Сезонов» в Европе, возобновила его.

Интересно, что влияние балета проникло даже в моду: сразу после премьеры гладкая прическа с пробором стала хитом.
Наш театр представляет «Жизель» в классической версии: в двух таких не похожих друг на друга актах. Первый — в деревушке, где живет Жизель, а второй — на туманном ночном кладбище.

Во время показа балета на больших площадках в сцене прихода свиты графа Альберта иногда участвуют не только артисты театра, но и их друзья — красивые борзые, которые традиционно помогали аристократам и охотникам, а теперь способствуют более глубокому погружению зрителя в атмосферу балета.
Краткое содержание
Граф Альберт влюбился в юную крестьянку Жизель и поклялся ей в верности, скрывая своё происхождение и тот факт, что он обручен. Любящий Жизель лесничий Ганс раскрывает обман графа. У несчастной Жизели болезнь сердца, она не выдерживает удара, сходит с ума, умирает и становится вилисой, духом, всё ещё любящим Альберта. Могилу Жизели навещает Ганс, и другие вилисы его убивают. После него приходит Альберт, и Жизель спасает его от гнева злых духов.
Либретто
Первое действие

Тихая горная деревушка окружена лесами и виноградниками. Ласковое утреннее солнце освещает простой крестьянский дом. Вместе с матерью в нем живет юная Жизель. В нее давно влюблен местный лесничий Ганс, но сердце девушки полно светлым ожиданием настоящего большого чувства. Охотничий домик герцога Курляндского расположен неподалеку, в него с охоты прибыл граф Альберт. Внимание графа привлекает очаровательная крестьянка Жизель. Нежные чувства охватывают Альберта, его влечет к юной красавице. Но дорогое платье может отпугнуть девушку, и он переодевается в крестьянскую одежду. Взаимные чувства первой любви пленяют молодых.
Читать дальше
Ганс в отчаянии. Его опыт подсказывает, что Альберт не тот, за кого себя выдает, но Жизель его не слушает. Издали доносятся звуки охотничьего рога. Приближается герцог Курляндский со свитой и гостями. Крестьяне радушно приветствуют знатных особ. Смешавшись с толпой крестьян, граф остается незамеченным. Приезд герцога и Батильды, невесты графа, стал для Альберта полной неожиданностью. Жизель привлекает внимание Батильды и танцует для нее, за что Батильда дарит ей ожерелье.

Обрадованная Жизель убегает к подругам и присоединяется к всеобщему веселью. Среди танцующих веселится и Альберт. Внезапно Ганс грубо расталкивает толпу и упрекает Альберта в обмане. В охотничьем домике он обнаружил шпагу, украшенную драгоценными каменьями, и показывает ее всем присутствующим. Жизель не хочет верить в произошедшее. Тогда Ганс трубит в рог, и перед растерявшимся графом появляется Батильда, его невеста. Жизель потрясена случившимся, разрушен светлый мир ее надежд и мечтаний. Девушка сходит с ума и умирает.

Второе действие

Ночь. Деревенское кладбище. Сюда приходит измученный угрызеньями совести Ганс. В лунном свете во главе с Миртой появляются призрачные вилисы — тени невест, умерших до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные, пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны войти в свои холодные, как лед могилы...» (Г. Гейне). Вилисы замечают Ганса. По знаку Мирты их бешеный хоровод начинает преследовать лесничего. Став стеной на пути Ганса, мстительные тени сталкивают его в озеро.

Из холодной могилы появляется призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты — и Жизель обретает силы. Слышен шум. Вилисы исчезают во мгле. На кладбище с цветами приходит Альберт. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но самоотверженная бессмертная любовь Жизели защищает Альберта от гнева вилис.