Веселая история о любви и рыцарстве
Дон кихот

Балет в 2-х актах

Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа

Мигеля де Сервантеса

Музыка Людвига Минкуса

Хореография Мариуса Петипа, Александра Горского

Редакция Валентина Грищенко

Премьера — 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва

«Дон Кихот» — самый веселый и яркий балет о жаркой испанской любви! В нем есть все: понятный и увлекательный сюжет, страстные танцы с южным колоритом, сложные классические па, виртуозные поддержки, зажигательная музыка, романтика и юмор, тореадоры и цыганки, одним словом — сплошной праздник для зрителей всех возрастов!

Балет «Дон Кихот», навсегда вошедший в сокровищницу мирового искусства, родился в Москве. Великий мастер классической хореографии Мариус Петипа, много путешествующий по Испании, задумал постановку, в которой можно было бы воплотить богатство и разнообразие фольклорных традиций этой страны.
Либретто балета основано на романе средневекового испанского писателя Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который считается рекордсменом по числу изданных тиражей и переведен на все европейские языки. Сам простодушный рыцарь Дон Кихот представлен второстепенным персонажем, а на первый план выведена история любви цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри.

Этот сюжет не раз был воплощен на балетной сцене, но именно благодаря таланту Мариуса Петипа и Людвига Минкуса, сочинившего для постановки блистательную музыку, балет «Дон Кихот» навечно вошел в классику жанра.
Наш театр не только сохраняет все традиционные жемчужины этого яркого и веселого балета, но и добавляет к ним необычную изюминку! В нашем спектакле есть и головокружительные поддержки, и веселая пантомима (сцена шуточного самоубийства Базиля всегда вызывает у зрителей смех), и 32 фуэте, и грандиозный финальный па-де-де, который часто исполняется как отдельный номер на различных балетных конкурсах.
Если наш балет идет на большой сцене, то мы приглашаем супер-звезд: Дон Кихот и Санчо Панса въезжают в город верхом! Белый конь Парус и серый ослик Стёпа с удовольствием участвуют в нашем спектакле и привыкли к овациям.
Дон Кихот — герой средневековья, разорившийся дворянин, который посвятил себя несуществующему «идеалу»: рыцарству и прекрасной Дульсинее. Окружающие это понимают и относятся к нему снисходительно. Ведь каждый из нас так хочет хоть на секунду оказаться в этом понятном и прекрасном мире грез.
Краткое содержание
Дон Кихот и Санчо Панса отправляются на поиски рыцарских приключений и попадают в городок, где помогают молодым влюбленным. Отец, хозяин трактира, хочет выдать дочь Китри за богатого дворянина Гамаша, а она предпочитает цирюльника Базиля. Дон Кихот перепутал Китри с Дульсинеей, но потом понял свою ошибку и потребовал у трактирщика благословения для любящих сердец. Китри и Базиль женятся, а Дон Кихот и Санчо Панса отправляются за новыми приключениями.
Либретто
Пролог

Дон Кихот, начитавшись рыцарский романов, решает отправиться странствовать, чтобы громкими подвигами прославить имя прекрасной Дульсинеи, которую он избирает «Дамой своего сердца». Оруженосцем он назначает своего слугу Санчо Пансу, человека трезвого и к мечтаниям не склонного.

I акт
На площади испанского городка у кабачка Лоренцо веселится народ. Его дочь Китри любезничает с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Ему не угоден бедный жених, он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша.
Читать дальше
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление на площади рыцаря Дона Кихота со своим оруженосцем. Увидев Лоренцо, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Хозяин кабачка отвечает ему тем же и приглашает к столу. Девушки окружают толстяка Санчо и потешаются над ним. Увидев Китри, Дон Кихот принимает ее за прекрасную Дульсинею.

Дон Кихот погружается в сон. Теперь он в фантастическом саду, где видит Дульсинею, «даму своего сердца», окруженную дриадами и амурами. Санчо находит своего господина и будит его. Тут же танцует цыганка. Тем временем на площади продолжается веселье, но Китри уже нет, она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются ее разыскивать.

II акт
В кабачке веселится и танцует молодежь. Среди них Китри и Базиль. Здесь их находят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Лоренцо хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем. Но, по уговору Китри, Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри рыдает над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает Лоренцо в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «умершим» цирюльником. Базиль вскакивает, ему уже незачем притворяться мертвым.

На городской площади проходит свадебное веселье. Горожане, от мала до велика, веселятся и танцуют, соревнуясь друг с другом в ловкости и красоте. Виновники праздника — жених и невеста Китри и Базиль, танцуют свой танец, полный грации, очарования и любви. Пожелав молодоженам счастья, Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми героями и отправляются на новые подвиги.