Золушка
г. Дедовск,
Дворец Культуры
+0
30
Мая
19:00
90 мин.
Балет в 2-х актах (с одним антрактом)

Премьера - 21 ноября 1945 года, Большой театр, Москва.

Балет в 2-х актах

Либретто Николая Волкова по сказке Шарля Перро

Музыка Сергея Прокофьева

Хореография в редакции Валентина Грищенко

Лучшие сюжеты для балета — это волшебные сказки. В них есть всё: персонажи с разными характерами, балы, магические превращения, захватывающий сюжет и борьба добра со злом, в которой, конечно, побеждает добро.

«Золушка» Шарля Перро прекрасно ложится на язык классической хореографии, особенно в сопровождении гениальной музыки Сергея Прокофьева. Эта старая сказка о потерянной обуви, корни которой уходят еще в Древний Египет и Китай, имеет более 700 версий. Она много раз привлекала композиторов.
Сергей Сергеевич, после успеха «Ромео и Джульетты», решил написать балет специально для Галины Улановой и выбрал всем знакомый сюжет о замарашке, которая с помощью крестной феи едет на бал, знакомится с принцем и обретает счастье.

Процесс создания балета остановился из-за Великой Отечественной Войны. Прокофьев трудился над патриотической оперой «Война и мир» и лишь через несколько лет закончил начатое. Премьера прошла на сцене Большого театра в ноябре 1945 года с большим успехом, стала своеобразным гимном Победы и была удостоена Сталинской премии. Для Сергея Прокофьева эта премия стала четвертой.
«Основное, что мне хотелось передать в музыке, — поэтическая любовь Золушки и Принца, зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты», — говорил композитор. «Я писал “Золушку” в традициях старого классического балета. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
Балет идет на многих сценах мира в различных постановках. Одной из первых известных постановок стал спектакль Фредерика Эштона в Лондоне, где уродливых сестер и мачеху исполняли мужчины. В 1987 году со своей постановкой «Золушки» Рудольф Нуреев познакомил в «Парижской опере» французскую публику. Современные балетмейстеры также не оставляют балет без внимания.

Для нашего театра эта сказка Шарля Перро — одна из самых любимых. Мы представляем «Золушку» во всем её милом великолепии, сменяя классические па в бедном доме Золушки, восторженные вальсы на балу у принца, танцы народов мира, волшебные превращения с помощью крестной феи и безрезультатные попытки мачехи и вредных сестер натянуть на ноги ту самую туфельку. Кстати, партию мачехи в нашем театре традиционно исполняет мужчина, что неизменно вызывает у зрителей дополнительный восторг.
Либретто
Первый акт

Комната в доме отца Золушки. Вечереет. Две девушки вышивают шелковый шарф. Это Кривляка и Злюка, сводные сестры Золушки. Невзлюбила мачеха Золушку и заставляет ее одну делать всю черную работу по дому. Недолго продолжается вышивание — между сестрами возникает ссора из-за шарфа. Сестры, танцуя, дразнят молчаливую Золушку. За окном гаснет закат. Все уходят. Золушка остается одна. Она принимается за обычную работу — уборку комнаты.

Приносят новость, вся семья приглашена во дворец на бал к Принцу. Пора одеваться! Танцмейстер требует повторения разученного танца и поклонов. Наконец, надеты роскошные платья, сделаны великолепные прически — можно ехать. Дом опустел. Золушка остается одна со своими грустными мыслями. Она погружается в мир грез, мечтая о бале во дворце.
Полный текст
Неизвестно откуда появляется Фея. Она берется исполнить желание Золушки побывать на балу. Грустно взглянула Золушка на свое старое платье и стоптанные башмачки, и вдруг перед ней появилась пара чудесных блестящих туфелек. Комната озаряется волшебным светом. По приказанию Волшебницы являются феи времен года, чтобы одеть Золушку на бал. Фея подводит Золушку к старинным часам и говорит, что ровно в полночь из них появятся карлики, которые предупредят ее о том, что пора возвращения домой. Точно в полночь она должна покинуть бал, иначе снова превратится в замарашку. Радостная Золушка едет во дворец.

Пышный бал во дворце. В чинном придворном танце важно ходят гости. В этот момент появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный Принц не может отвести от нее глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сестрам, которые не узнают замарашки в ее великолепном наряде. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляется карлик: «Пора, Золушка!» — напоминают ей старинные часы. «Пора!» — неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца. Бьет полночь. В спешке Золушка теряет туфельку. Как вихрь, мчится за Золушкой Принц. Внезапно лунный луч падает прямо на туфельку. Принц поднимает ее и радостно прижимает к сердцу: по этой туфельке ему удастся, быть может, найти ту, которую он полюбил с первого взгляда.

Второй акт

Принц лишился покоя и требует найти владелицу туфельки. Он решает сам отправиться на поиски незнакомки. Он странствует по всему миру и встречает немало красавиц, но не в одной из них не может найти даже отдаленного сходства с девушкой, которая овладела его сердцем. Разочарованный и грустный, возвращается Принц в родной город.

Дом Золушки. Все в смятении: это приближается Принц, он все еще ищет девушку, потерявшую на придворном балу туфельку. Сестры и Мачеха льстиво кланяются Принцу, они пытаются примерить поданную им туфельку, но напрасно: она слишком мала и ни одной из них не приходится впору. Неожиданно на передний план выбегает Золушка и кладет перед собравшимися вторую туфельку, точно такую же, с которой Принц устроил поиски! Мачеха и сестры от неожиданности и изумления не в состоянии вымолвить ни слова, а счастливая пара исполняет танец любви.