Легенда о безответной любви
Бахчисарайский фонтан

Балет в 2-х актах

Либретто Николая Волкова по мотивам поэмы А. С. Пушкина

Музыка Бориса Асафьева

Хореография Ростислава Захарова

Костюмы Юлии Журавлевой

Премьера — 28 сентября 1934 года, Театр оперы и балета им. Кирова, Ленинград

«Бахчисарайский фонтан» — балет-поэма, показывающая противопоставление двух культур, утонченной Европы и страстного Востока. Он поставлен на сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина. Во время своей южной ссылки поэт посетил Крым и Бахчисарайский дворец крымских ханов. Его внимание привлек знаменитый «фонтан слёз», который построил, если верить легенде, хан Кырым-Гирей в память об умершей любимой наложнице. Легенда тронула сердце Пушкина, и он в 1821 году написал стихотворение «Фонтан любви, фонтан живой!» и знаменитую поэму «Бахчисарайский фонтан».

Премьера балета о несчастной любви татарского хана Гирея к польской княжне Марии состоялась в 1937 году в Мариинском театре. Создатели постановки, драматург Николай Волков, композитор Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров, поставили классический танец и музыку на службу драме: «Бахчисарайский фонтан» стал одним из первых спектаклей нового направления «хореодрамы» или «драматического балета» в советском искусстве.
Сюжет вышел на первое место по значимости из всех элементов постановки, артисты должны были не только исполнять танец, но и вживаться в роли, быть в образе, работать по методу Станиславского.

Премьера прошла с большим успехом, благодаря музыке Асафьева, которая прекрасно передавала характер каждого персонажа, и таланту звезд отечественного балета: партию Марии тогда исполняла неподражаемая Галина Уланова, образ польской княжны в ее интерпретации вошел в золотой фонд советской хореографии.
Жест становится словом, партии — монологами и диалогами. Легенда о безответной любви хана Гирея к плененной им полячке Марии превратилась в чувственный балет, известный всему миру и не только! В столетнюю годовщину поэмы открытый в 1924 году астероид назвали в честь ревнивой Заремы, любимой жены хана.
Со дня премьеры «Бахчисарайский фонтан» не давали только во время войны. После Второй Мировой постановку возобновили, и с тех пор она триумфально шествует по мировым сценам, позволяя новому поколению артистов находить свое понимание образов пушкинского балета.
Краткое содержание
Татарский полководец Хан Гирей вторгается в Польшу, и во время одного из набегов его войско берет замок, в котором польские дворяне отмечают день рождения княжны Марии. Убиты все, а Марию хан, влюбившийся в нее с первого взгляда, увозит в свой гарем. В Бахчисарайском дворце на Марию злится Зарема, любимая жена хана. Мария отвергает хана и мечтает о своем убитом возлюбленном, но Зарема в порыве гнева и ревности все же убивает пленницу, а хан остается безутешен.
Либретто
Первое действие

В старинном замке знатного польского князя бал: празднуют день рождения его дочери, юной красавицы Марии. Княжна встречается со своим женихом, Вацлавом, влюбленные наслаждаются своим чистым чувством. Тем временем праздник идет своим чередом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.

Внезапно появляется лазутчик из отряда татарского хана Гирея, его пытается поймать польская стража. И сразу приходит грозное сообщение: на замок напали! Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов. Происходит жестокий бой, в смертельной схватке защитники замка гибнут. Хан убивает Вацлава ударом кинжала, видит Марию и, восхитившись её красотой, увозит девушку в свой гарем.
Читать дальше
Второе действие

Хан Гирей возвращается в свой Бахчисарайский дворец, его встречают танцами и ласками многочисленные наложницы и любимая жена Зарема. Войско хана хвалится добычей, к девушкам входит плененная Мария. Хан смотрит только на неё и не замечает других. Зарема пытается привлечь внимание любимого мужа, но безрезультатно. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Отстранив Зарему и оставляя ее в отчаянии, хан уходит.

Позже в спальню Марии входит Гирей, он признается ей в своих чувствах, покорно смотрит ей в глаза. Но она не любит его и не полюбит никогда, ее сердце отдано погибшему Вацлаву. В её памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о женихе, она отталкивает хана, тот удаляется.

Ночью к Марии приходит Зарема и пытается доказать своё главное место в гареме, просит Марию оттолкнуть от себя хана. Мария объясняет, что не любит хана и не хочет быть рядом с ним. Зарема успокаивается, но внезапно видит тюбетейку приходившего ранее Гирея. Тогда в порыве гнева и ревности Зарема убивает Марию кинжалом на глазах у вошедшего хана. Зарема умоляет Гирея пощадить ее. Движением руки Гирей велит страже взять ее.

Погруженный в свои думы, хан сидит во внутреннем дворе дворца. Образ Марии не отпускает его, он безутешен. По его знаку Зарему бросают в пропасть в наказание за убийство, но и это не утоляет душевной муки Гирея. Отослав всех, он остается один и страдает у "фонтана слёз".