ЖИЗЕЛЬ

Авторы

Музыка — Адольф Адан

Хореография — Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа

Редакция — Валентин Грищенко

Либретто — Теофиль Готье и Жюль-Анри де Сен Жорж

Художник по костюмам — Журавлева Юлия

Художник — постановщик — Ушаков Максим

Видео

Балет в двух актах.

Продолжительность — 2 часа 10 минут ( спектакль с одни антрактом).

Премьера — 28 июня 1841 года, Королевсĸая Академия музыки, Париж.

В 1840 году известный композитор Адан вернулся из Петербурга в Париж для того, чтобы начать работу над балетом «Жизель». В основу сюжета французсĸий поэт Теофиль Готье, известный либреттист Жюль-Сен Жорж и балетмейстер Жан Коралли взяли легенду, пересказанную Генрихом Гейне, о девушках вилисах. Активное участие в постановке балета «Жизель, или Вилисы» принял Жан Коралли и Жюль Перро. Известно, что Перро несколько лет провел в Италии, где познакомился со своей будущей женой Карлоттой Гризи. Именно для нее он и создал партию Жизели.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене театра Ле Пелетье. Постановка имела огромный успех и хорошие отзывы в прессе. Критики объявили, что это — величайший балет своего времени. Опера в течение целого месяца давала тольĸо «Жизель». Через год после парижской премьеры, в 1842 году, балет был показан в Петербурге, а затем в Мосĸве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал руссĸой сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. Эталонами XX веĸа стали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Марина Семенова, Галина Уланова.

«Жизель» по прошествии почти двух веĸов не дает поĸоя балетмейстерам. Только в Большом театре ее ставили Алеĸсандр Горсĸий, Леонид Лавровсĸий, Юрий Григорович, Владимир Васильев. А в 2019 году главный театр страны представил балет в постановке-реконструкции А.Ратманского. Кроме того, есть оригинальные прочтения спеĸтакля. Так, например, хореограф Матс Эĸ перенес действие в современный мир. Сценой второго аĸта является психиатричесĸая больница, где вилисы — душевнобольные, а Мирта — главная медсестра.

Первое действие

Тихая горная деревушка окружена лесами и виноградниками. Ласковое утреннее солнце освещает простой крестьянский дом. Вместе с матерью в нем живет юная Жизель. В нее давно влюблен местный лесничий Ганс. Но сердце девушки полно светлым ожиданием большого настоящего чувства. Охотничий домик герцога Курляндского расположен неподалеку. В него с охоты прибыл принц Альберт. Внимание принца привлекает очаровательная крестьянка Жизель. Нежные чувства охватывают Альберта. Его влечет к юной красавице. Но дорогое платье принца может отпугнуть девушку, и он переодевается в крестьянскую одежду. Взаимные чувства первой любви пленяют молодых.

Ганс в отчаянии. Его опыт подсказывает, что Альберт не тот, за кого себя выдает. Но Жизель его не слушает. Издали доносятся звуки охотничьего рога. Приближается герцог Курляндский со свитой и гостями. Крестьяне радушно приветствуют знатных особ. Смешавшись с толпой крестьян, Принц остается незамеченным. Приезд Герцога и Батильды для него полная неожиданность. Жизель привлекает внимание Батильды. Жизель танцует для нее. Батильда дарит ей ожерелье. Обрадованная Жизель убегает к подругам и присоединяется к всеобщему веселью. Среди танцующих Альберт. Внезапно Ганс грубо расталкивает веселящихся и упрекает Альберта в обмане. В охотничьем домике он обнаружил шпагу, украшенную драгоценными каменьями, и показывает ее. Жизель не хочет верить в произошедшее. Тогда Ганс трубит в рог и перед растерявшимся Принцем появляется Батильда — его невеста. Жизель потрясена случившимся. Разрушен светлый мир ее надежд и мечтаний. Девушка сходит с ума и умирает.

Второе действие

Ночь. Деревенское кладбище. Сюда приходит измученный угрызеньями совести Ганс. В лунном свете во главе с Миртой появляются призрачные вилисы — тени невест, умерших до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные, пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны войти в свои холодные, как лед могилы…» (Г.Гейне).  Вилисы замечают Ганса. По знаку Мирты их бешеный хоровод начинает преследовать лесничего. Став стеной на пути Ганса, мстительные тени сталкивают его в озеро. Из холодной могилы появляется призрачная фигура Жизели. Мановение руки Мирты — и Жизель обретает силы. Слышен шум. Вилисы исчезают во мгле.

На кладбище с цветами приходит Альберт. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но самоотверженная бессмертная любовь Жизели защищает Альберта от гнева вилис.

Альберт и Жизель танцуют свой последний танец. Близок рассвет, а с ним и вечная разлука. С первыми лучами восходящего солнца исчезают призрачные вилисы. В последний раз мелькает призрак Жизели. Альберт возвращается к действительности. Его горе безмерно. Любовь к прекрасной Жизели навечно остаётся в его сердце.