Главная / Репертуар / РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Авторы

Музыка — Сергей Прокофьев

Хореография в редакции Валентина Грищенко

Либретто — Адриан Пиотровский, Сергей Прокофьев, Сергей Радлов, Леонид Лавровский

Художник по костюмам — Журавлева Юлия

Художник — постановщик — Ушаков Максим

Видео

Балет в двух актах.

Продолжительность 2 часа (спектакль идет с одним антрактом).

Премьера — 11 января 1940 года, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, Ленинград.

Когда-то в СССР премьеру балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева много лет откладывали и запрещали. Сегодня балет- симфонию ставят на самых известных театральных сценах мира. В 1930-х годах известный пианист и композитор Сергей Прокофьев, вернувшись после долгих заграничных гастролей, решил написать балет по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Как правило, либретто к своим произведениям он создавал сам. Однако в этот раз в написании участвовали шекспировед и художественный руководитель Ленинградского театра имени Кирова Сергей Радлов и Адриан Пиотровский — драматург и известный театровед. В 1935 году работа над балетом была закончена, но постановка оказалась под запретом якобы из- за «нетанцевальной» музыки.

Премьера балета состоялась 30 деĸабря 1938 года в чехословацком городе Брно. Спектакль имел большой успех, однако на родине «Ромео и Джульетту» разрешили поставить только через два года. Советскую премьеру осуществил Леонид Лавровский. Вокруг балета разразились страсти, поскольку артисты и музыканты не могли привыкнуть к новаторской «небалетной» музыке Прокофьева. Известно, что за две недели до премьеры они даже отказывались участвовать в спектакле.

Премьера состоялась на сцене Театра имени Кирова 11 января 1940 года. Прокофьев и Лавровский создали мощный и цельный спектакль с яркими характеристиками персонажей.Постановка имела громкий успех и была удостоена Сталинской премии.

На Московской сцене премьера «Ромео и Джульетты» состоялась в 1946 году. С тех пор этот балет всегда занимал видное место в репертуаре Большого театра. Именно его через два года показали на гастролях в Лондоне и произвели там фурор. Сценическая жизнь этого шедевра связана с именами, составляющими «золотой фонд» артистов балета Большого театра. Это Галина Уланова, Наталья Бессмертнова, Майя Плисецкая, Михаил Лавровский, Еĸатерина Максимова, Владимир Васильев, Надежда Павлова.

Действие первое

Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви. Понемногу площадь заполняется народом Тем временем юная Джульетта забавляется со своей кормилицей, которая наряжает ее к балу. Бенволио и верный друг Ромео, весельчак Меркуцио, уговаривают Ромео пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски и отправляются на празднество. Бал в доме Капулетти. В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражен красотой Джульетты. Воспользовавшись тем, что Тибальд отводит Париса от Джульетты, Ромео подходит к девушке. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом. Джульетта все еще под впечатлением встречи с Ромео. Кто этот прекрасный юноша? Лунная ночь. Появляется Ромео.

Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности. На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передает Ромео записку. В своей келье проводит дни патер Лоренцо. Ромео умоляет его тайно скрепить союз между ним и Джульеттой. Лоренцо обещает свою помощь, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти. Появляется Джульетта. Лоренцо совершает обряд венчания. Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся. Показавшийся на мосту, Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио.

Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Ромео пытается разнять их, но Тибальд, улучив момент, из-под руки Ромео наносит Меркуцио смертельный удар. Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его. Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки.

Действие второе

Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны. В комнату врываются утренние лучи солнца. Тщетно пытается кормилица утешить Джульетту. Появляются родители. С ними Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков.

Воля Капулетти непреклонна. Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо. Покоренный безграничной любовью девушки к Ромео, патер дает ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело ее в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Лоренцо же известит об этом Ромео, который скрывается в Мантуе. Юноша немедленно вернется в Верону, найдет Джульетту проснувшейся и увезет с собой в Мантую, где для них наступят ничем не омраченные дни счастья. Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей. Выпив напиток, она засыпает. Приходят ее родители, Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва…Ромео спешит в Верону.

Кладбище в Вероне. Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты. Джульетта просыпается и видит распростертого у ее ног Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар. Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мертвые тела своих детей. Молча они протягивают друг другу руки…Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих…