Главная / Репертуар / ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Авторы

Музыка — Петр Ильич Чайковсĸий

Хореография — Мариус Петипа и Лев Иванов

Редакция — Валентин Грищенко

Либретто — Владимир Бегачиев и Василий Гельцер

Художник по костюмам — Журавлева Юлия

Художник — постановщик — Ушаков Максим

Видео

Балет в двух актах.

Продолжительность — 2 часа 20 минут ( спектаĸль идет с одним антрактом).

Премьера — 20 февраля 1877 года, Большой театр, Мосĸва.

«Лебединое озеро»,вероятно, самое знаменитое произведение искусства в истории балета. Сложно поверить, но в далеком 1877 году премьера спектакля в Большом театре прошла очень скромно.
В XIX веке серьезные музыканты на балет смотрели свысока, считая его искусством второго сорта, чем-то вроде водевиля или мелодрамы. Поэтому предложение дирекции императорских театров Чайковсĸому написать музыку к балету «Озеро лебедей» в 1875 году стало очень необычным заказом. Будучи балетоманом, композитор, принял заказ, соблазнившись значительным по тем временам гонораром. Работу над постановкой «Лебединого озера» осуществил балетмейстер Большого театра Венцель Рейзингер. Но, как известно, постановка провалилась и имела плохую прессу.

Подлинное рождение балета состоялось более двадцати лет спустя. На этот раз музыка попала в талантливые руĸи двух выдающихся балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. К сожалению, Чайковсĸий не дожил до триумфа «Лебединого озера». Впервые лебединый белый акт балета был исполнен на вечере, посвященном памяти композитора в 1894 году. Хореография знаменитых лебединых сцен принадлежала Льву Иванову, который обладая удивительной музыкальностью, создал бессмертный шедевр. Уже через год дополненное хореографией Мариуса Петипа «Лебединое озеро» было показано на сцене Мариинсĸого театра 15 января 1895 года.

С тех пор балет не покидает ведущих театров мира, исполняется в множестве редакций и авторских трактовок, иногда радикальных и смелых, но всегда интересных и запоминающихся. Двойная партия Одетты-Одиллии неизменно представляет собой предмет мечтаний каждой балерины. Первая исполнительница этой роли в спеĸтакле Петипа- Иванова Пьерина Леньяни была признанной виртуозкой. И именно она познакомила ошеломленную публику с невиданным трюком 32 фуэте. В XX веке московская сцена также узнала великих Одиллий и Одетт — Галину Уланову, Марину Семенову, Майю Плисецкую, Наталию Бессмертнову, Людмилу Семеняку. И по сей день спектакль позволяет талантливым артистам раскрыть свои технические и артистические возможности.

Первый акт / 1-я картина

21-ый день рождения принца Зигфрида. Молодежь собралась праздновать по этому случаю.

Посреди праздника мать принца напоминает ему, что наступает время серьезных дел ему настало время жениться. Бал назначен на следующий вечер и там, из группы претенденток он должен выбрать невесту. Зигфрид опечален мыслями о своей ускользающей беспечной юности. У него нет желания жениться. День движется к концу, пытаясь развеселить принца, Шут указывает на летящую стаю диких лебедей и предлагает отправиться на охоту. Решив, что еще есть время для развлечений, Зигфрид отправляться на озеро.

Первый акт / 2-я картина

Группа охотников следует за лебедями сквозь лесную чащу. Внимание Зигфрида внезапно

привлечено прекрасным белым лебедем. Это Одетта, королева Лебедей. Дьявольский колдун (Злой гений) Фон Ротбарт заколдовал ее. Днем она и ее подруги — лебеди должны оставаться ими до полуночи, а после полуночи до рассвета они принимают человеческое обличие. Только истинная любовь молодого юноши может снять это заклятие. Восхищенный ее красотой и полный любви к Одетте Зигфрид клянется разрушить чары Фон Ротбарта. Наступает рассвет и влюбленные прощаются. Одетта возвращается к озеру, превращаясь в лебедя, а Фон Ротбард клянется заставить Зигфрида нарушить свой обет.

Второй акт / 1-я картина

Весь двор собрался на балл Зигфрида. Приглашенные принцессы и их родственники с нетер-пением ожидают решения Принца. Мать Принца отмечает, что он должен выбрать невесту среди присутствующих девушек, но никто не нравится ему. Все мысли молодого Принца заняты образом прекрасной Одетты. Думая только о данном ей обете верности, он мало обращает внимания на представленных ему молодых претенденток. Внезапно фанфары  извещают о прибытии двух новых гостей. Это Фон Ротбарт, одетый дворянином, и его дочь Одиллия. Принц стоит, потрясенный ее сходством с Одеттой и, ошеломленный ее неожиданным появлением, он просит ее станцевать. Одиллия так очаровала Принца, что он просит ее стать его женой. Убежденный, что он со своей возлюбленной Одеттой, он клянется ей в верности перед всеми присутствующими. Торжествуя, Фон Ротбарт и Одетта открывают, кто они.

Принц слишком поздно обнаруживает, что он стал жертвой их коварных козней. Одетта предана им и никогда не освободится от колдовства. В отчаянии Принц бежит к озеру, чтобы найти ее.

Второй акт / 2-я картина

Подруги лебеди с волнением ожидают возвращения Одетты, вернувшись она рассказывает с нестерпимой болью о предательстве Зигфрида Злой волшебник торжествует, теперь нет спасения для девушек лебедей. На озере начинается буря. Появляется Принц. Он умоляет Одетту простить его, ведь он принес клятву, обманутый сходством девушек. Одетта прощает его, но уже поздно: ничто не способно разрушить чары злого колдуна. Появляется Ротбарт. Изо всех сил он пытается разлучить влюбленных. И ему это почти удается: он хватает Одетту в свои смертельные объятия. Истерзанная филином, Одетта без сил падает на землю. Зигфрид вступает в единоборство с Ротбартом. Любовь придает силы Принцу — он почти побеждает колдуна. Одетта и Зигфрид дают клятву вечной любви друг другу. Сила любви убивает Ротбарта!

Он побежден! Пришел конец чарам Злого Колдуна!

Одетта и Принц Зигфрид спешат навстречу своей Любви и своему Счастью! Лучи восходящего солнца несут в мир Жизнь, Любовь и Добро.