Главная / Репертуар / ДОН КИХОТ

ДОН КИХОТ

Авторы

Музыка — Людвиг Минкус

Хореография — Мариус Петипа, Александр Горский

Редакция — Валентин Грищенко

Либретто — Мариус Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса

Художник по костюмам — Юлия Журавлева

Художник-постановщик — Ушаков Максим

Видео
Новости

Балет в двух актах.

Продолжительность 2 часа (спектакль идет с одним антрактом).

Премьера — 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва.

В 1869 году хореограф Мариус Петипа предложил Людвигу Минкусу, написать музыку к балету «Дон Кихот». Несмотря на свое название, в балете Дон Кихот является второстепенным персонажем. Петипа разработал сценарий, позаимствовав сюжет из 18-й и 19-й глав второго тома романа Мигеля де Сервантеса. В них повествуется о несостоявшейся свадьбе богача Комачо (в балете — Гамаш) с красавицей Киттерии (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль).

Людвиг Минкус, был прекрасным знатоком своего ремесла, признанным балетным композитором. Его искрящаяся, как шампанское, музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Петипа подхватил такое настроение, воплотив эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских танцев, стилизованных для классического балета. Премьера состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года.

«Дон Кихот» — яркий праздничный балет, навсегда вошедший в сокровищницу балетного искусства. Увлекательный сюжет и зажигательная музыка, страстные танцы с национальным колоритом и сложнейшие классические па в исполнении главных героев, поражающие великолепием декорации и роскошные костюмы произведут впечатление на зрителей всех возрастов.

Пролог

Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, решает отправиться странствовать, чтобы громĸими подвигами прославить имя прекрасной Дульсинеи, которую он избирает «Дамой своего сердца». Оруженосцем он назначает своего слугу Санчо Пансу, человека трезвого и ĸ мечтаниям не сĸлонного.

Первый акт

На площади испанского городка у кабачка Лоренцо веселится народ. Его дочь — Китри любезничает с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Ему не угоден бедный жених, он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша.

Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление на площади рыцаря Дон Кихота со своим оруженосцем. Увидев Лоренцо, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Хозяин кабачка отвечает ему тем же и приглашает ĸ столу. Девушки окружают толстяка Санчо и потешаются над ним. Увидев Китри, Дон Кихот принимает ее за прекрасную Дульсинею.

Дон Кихот погружается в сон. Теперь он в фантастическом саду, где видит Дульсинею, «даму своего сердца», окруженную дриадами и амурами. Санчо находит своего господина и будит охваченного мечтами Дон Кихота. Тут же танцует цыганка.

Тем временем на площади продолжается веселье, но Китри уже нет, она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются ее разыскивать.

Второй акт

В кабачке веселится и танцует молодежь. Среди них Китри и Базиль.Здесь их находят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Лоренцо хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем. Но, по уговору Китри, Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри рыдает над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает Лоренцо в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «умершим» цирюльником. Базиль вскакивает, ему уже незачем притворяться мертвым.

На городской площади проходит свадебное веселье. Горожане, от мала до велика, веселятся и танцуют, соревнуясь друг с другом в ловкости и красоте. Виновники праздника — жених и невеста Китри и Базиль, танцуют свой танец, полный грации, очарования и любви.

Пожелав молодоженам счастья, Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми героями и отправляются на новые подвиги.