Ромео и Джульета

г. Брянск
КЗ "Дружба"
+6
20
Апреля
19:00
90 мин.
Балет в 2-х актах (с одним антрактом)
Премьера - 11 января 1940 года, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, Ленинград.

Балет в 2-х актах

Либретто по одноименной трагедии Уильяма Шекспира

Музыка П.И.Чайковский

Хореография в редакции Валентина Грищенко

От улыбки до отчаяния, от лютой злобы до вечной любви — пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта» считается величайшим его произведением. Пьеса навечно поселилась в искусстве, в том числе в виде проникновенного балета, одного из самых популярных балетов 20 века.

Знакомый каждому образованному человеку сюжет о несчастной любви юноши и девушки из враждующих семей волновал многих композиторов, но Сергею Прокофьеву удалось создать шедевр, балет-симфонию, который и сегодня ставят в самых известных театрах мира и исполняют на концертах классической музыки.

Идея балета пришла в голову Прокофьеву в 1930 году, но постановка постоянно откладывалась: артисты и музыканты считали музыку «нетанцевальной», «небалетной», многие отказывались участвовать в спектакле. Тем не менее, премьера состоялась и увенчалась таким успехом, что балет получил престижную Сталинскую премию. На Московской сцене премьера «Ромео и Джульетты» состоялась в 1946 году, с тех пор этот балет всегда занимал видное место в репертуаре Большого театра.
Наш театр соединяет в постановке не только известный сюжет и классический танец, но и сильную актерскую игру, которая в силах передать философский и исторический смысл пьесы Шекспира. Ведь в ней история несчастных влюбленных — это всего лишь следствие противостояния двух богатейших семей в эпоху итальянского Возрождения. А фамильная вражда — это пережиток глубокой древности, когда кровная месть считалась священной обязанностью.

На сцене разворачивается не только противостояние Монтекки и Капулетти, суровых властолюбивых родителей и их нежно влюбленных детей, яростного Тибальда и легкомысленного Меркуцио, но и старых и новых миров: воинственного язычества и покорного христианства.

Меняется время, эпохи и поколения танцовщиков, но эта история любви, над которой не властно время, волнует и сегодняшнего зрителя.
Либретто
Первое действие

Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви. Понемногу площадь заполняется народом. Тем временем юная Джульетта забавляется со своей кормилицей, которая наряжает ее к балу. Бенволио и весельчак Меркуцио, верный друг Ромео, уговаривают его пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски.

Бал в доме Капулетти. В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражен красотой Джульетты. Воспользовавшись тем, что Тибальд отводит Париса от Джульетты, Ромео подходит к девушке. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом. Джульетта все еще под впечатлением встречи с Ромео. Кто этот прекрасный юноша?
Полный текст
Лунная ночь. Появляется Ромео. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности. На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передает Ромео записку.

Ромео умоляет патера Лоренцо тайно скрепить союз между ним и Джульеттой. Лоренцо обещает свою помощь, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти. Появляется Джульетта. Лоренцо совершает обряд венчания. Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся. Показавшийся на мосту, Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио. Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Ромео пытается разнять их, но Тибальд, улучив момент, из-под руки Ромео наносит Меркуцио смертельный удар. Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его. Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки.

Второе действие

Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны. В комнату врываются утренние лучи солнца. Тщетно пытается кормилица утешить Джульетту. Появляются родители и Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков. Воля Капулетти непреклонна. Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо. Покоренный безграничной любовью девушки к Ромео, патер дает ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело ее в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Ромео немедленно вернется в Верону, найдет Джульетту проснувшейся, и для них наступят ничем не омраченные дни счастья.

Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей. Выпив напиток, она засыпает. Приходят ее родители, Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва…

Кладбище в Вероне. Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты. Джульетта просыпается и видит распростертого у ее ног Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар. Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мертвые тела своих детей. Молча они протягивают друг другу руки… Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих сердец.